Что такое роялти: объясняем простыми словами

Если говорить простыми словами, то роялти – это регулярная оплата компании за использование патентов, авторских прав и других видов собственности.

Виды роялти

Роялти может быть четырех видов:

  • Фиксированные платежи - это определенная сумма оплаты, которая не меняется на протяжении всего срока сотрудничества. Фиксированные роялти имеют свои плюсы: при фиксированной оплате и ежегодном росте прибыли компании, платёж становится практически незаметным для компании.
  • Процентные платежи, которые составляют часть процентов от выручки компании. Процент выручки определяется каждой компанией индивидуально и должен быть прописан в договоре. Можно встретить процент от чистой прибыли и роялти с процентом от продаж – но это случается гораздо реже на рынке.
  • Процентная оплата от суммы маржи (разница между себестоимостью товара и ценой продажи). Такой вариант чаще всего используют в тех случаях, когда компания покупает франшизу на продажу продукции оптом, или у бренда уже наработана большая аудитория.
  • Платежи заложены в закупки. Нечасто встречается на рынке и считается уникальным. Его используют в случаях закупки товаров у франчайзи. Фиксированные платежи отсутствуют, а франчайзи платит только за закупку товара.

Частота выплаты роялти зависит от договоренностей с партнером. Самые распространенные варианты – один раз в месяц или раз в квартал.
© Headway

Размер роялти

Рассмотрим, из чего состоит роялти, и как рассчитывается сумма выплаты для расчета с франчайзером.
При заключении договоров коммерческой концессии или лицензионного договора в них включается пункт об обосновании выплаты роялти. На основании данного пункта будет определяться сумма или процентное отчисление.

Единого алгоритма по расчету роялти не существует. Размер и способы расчета никак не регулируются на уровне закона в России. Поэтому строгих критериев расчета – нет.

Условия расчета могут зависеть от:
  • отпускной цены товаров франчайзера;
  • затрат на покупку и переработку сырья;
  • стоимости одной единицы товара или партии;
  • чистой или валовой выручки

Франчайзер также может использовать для расчета размер затрат на рекламную кампанию, уровень популярности бренда и другие показатели.

Роялти по франшизе

Роялти в составе франшизы – это регулярные суммы взносов от франчайзи за право использования бренда франчайзера. Они отличаются от паушального взноса, который оплачивается единовременно при заключении договора, тем, что роялти оплачивается на протяжении всего срока сотрудничества. Регулярные платежи дают право на использование опыта, торговой марки бренда, наработанных технологий и репутацией компании.

Что входит в состав роялти, кроме всего вышеперечисленного?

Например, при покупке франшизы компании PiterSmoke вы получаете:

  • Право на использование площадки готовой и настроенной витрины интернет-магазина, которая находится в топе поиска по всем регионам России;
  • Собственную CRM-систему и IT-решения для удаленного управления;
  • Право на использование базы поставщиков с уже настроенной системой логистики;
  • Возможность коллаборации с другими компаниями при открытии точки;
  • Готовые и эффективные инструменты для привлечения новой аудитории, действующую программу лояльности для клиентов.

Чаще всего на рынке франшиз встречаются виды роялти с фиксированными и процентными платежами.

Фиксированные платежи определяются компанией заранее и прописываются при заключении договора. Например, 10 000 тысяч рублей один раз в месяц. Когда мы говорим про фиксированные платежи для франчайзи, существует мнение, что заинтересованность франчайзера в росте бизнеса партнера не очень высокая. Но у них есть и свой плюс – чем больше растет размер выручки, тем менее значимой становится сумма платежа для франчайзи.

Процентные платежи – устанавливаются в размере ставки на роялти и могут меняться в зависимости от условий договора, но это встречается гораздо реже. То есть при покупке франшизы вы будете оплачивать ежемесячно, например, 4% от прибыли.
Процентные платежи могут быть трех видов:

  1. Фиксированная процентная ставка. Размер выплаты не меняется на протяжении всего времени сотрудничества.
  2. Увеличивающаяся процентная ставка. Может применяться исходя из местоположения франчайзи. Если вы хотите открыть точку там, где прогнозируется выше и значительнее уровень дохода – то и процент будет выше по договору. Или наоборот, если точка находится в обычном месте, то процент может быть ниже.
  3. Уменьшающаяся процентная ставка. Может применяться некоторыми компаниями для стимуляции роста партнера. Если франчайзи сможет добиться определенного результата, то процентная ставка будет понижена.

Давайте рассмотрим на примере

Бизнесмен Владимир решил купить франшизу компании «Крошкин дом» и заплатил фирме 350 000 рублей в виде паушального взноса. Расходы на аренду помещения, дизайн-проект, покупку необходимой мебели, рекламную кампанию и найм сотрудников – составили 2 миллиона рублей. Проработав полгода, ему удалось выйти на выручку в размере 300 000 рублей оборота.

Согласно условиям франшизы и на основании заключенного договора с франчайзером, Владимир ежемесячно оплачивать роялти в размере 6% от выручки (не от чистой прибыли, и не от общего оборота компании). Сумма роялти в этом случае составит – 18 000 рублей.

Команда франшизы оказала ему помощь в настройке рекламной кампании, и выручка спустя 7 месяцев составила 500 000 рублей. Сумма роялти изменилась вместе с ростом выручки и составила – 30 000 рублей.
© Mario Gogh

Ставка роялти во франшизе

Если говорить простыми словами, то ставка роялти означает ту сумму в процентах, которую получает компания-франчайзер за право использования товарной марки бренда.

На размер роялти могут влиять: наличие конкуренции, спрос на услуги и товары компании, насколько широко известен бренд на рынке, сумма затрат на содержание бизнеса и прочие расходы. Чем крупнее компания, тем выше может быть сумма ее вознаграждения.

Существует средний показатель размеров роялти по рынку, который бренды стараются не превышать, чтобы не спугнуть новых партнеров. Согласно данным международной организации франчайзинга (IFA) – средний размер составляет 6,5%. Но бывают разные случаи, и размер может колебаться в диапазоне от 0% до 12%.

Франчайзи сами рассчитывают ежемесячные выплаты компании. Из-за этого может возникать большое количество разногласий с франчайзером, потому что итоговый результат не всегда устраивает партнеров.

Если при выборе франшизы вы не проводите анализ, то можно остановиться на вариантах с завышенными ставками – и тогда риски потерять вложенные средства становятся выше. Но франчайзеры не могут, к сожалению, предоставлять право на использование франшизы без получения достаточного уровня прибыли, поскольку они продолжают вкладывать ресурсы в репутацию бренда и рекламные кампании. А низкая ставка по франшизе может стать причиной банкротства компании.

По этой причине мы советуем вам с осторожностью подходить к выбору франшизы и уделять достаточное внимание выбору партнера.Средние ставки для каждой сферы на рынке франшиз абсолютно разные, например, для сетей быстрого питания – выше 10%, для торговли недвижимостью – 7,5%, в сфере ресторанного бизнеса – 4,5%, ритейла – 6%.

Для некоторых франчайзи очень важно развитие своей сети по всем регионам – и они заботливо могут предоставлять в новых локациях меняющуюся ставку роялти, основанную на доходах партнера в первое время. В качестве бонуса для франчайзи компания также может предоставить каникулы по роялти.

Каникулы по роялти – временный период, на который франчайзи освобождается от уплаты фиксированных платежей. Некоторые франшизы включают в себя освобождение от взносов сроком до 6 месяцев.
© Gabrielle Henderson

Роялти в бухгалтерском учете организации

Роялти попадает под два вида налоговых выплат: НДС и НДФЛ.

НДФЛ для физического лица – на прибыль. Выплату осуществляет сам франчайзи. Она составляет 20%. Возврат данной суммы производится через владельца лицензии. Но могут быть исключения – при наличии определенного соглашения со странами, в которых находятся иностранные организации, – тогда владельца компании и франчайзи могут освободить от уплаты налога.

НДС – входит в раздел затрат со стороны компании-франчайзера. В качестве исключений выступают договора, которые заключены с иностранными компаниями. Если такая компания не зарегистрирована на территории РФ, то франчайзи уплачивает налог самостоятельно, а затем возмещает денежную сумму у франчайзера.
© Mimi Thian

Как формируется роялти?

В большинстве случаев фиксированная сумма оплаты роялти определяется исходя из расходов франчайзера на поддержку действующих франчайзи. Но чаще всего на практике происходит так, что платежи одного франчайзи не могут перекрыть сумму расходов компании, если франчайзер оказывает активное участие в его развитии. Повышать суммы платежей, как правило, неэффективно – это может отпугнуть потенциальных партнеров и дать конкурентам весомое преимущество на рынке.

Роялти может обеспечить полное покрытие всех расходов компании только в той ситуации, когда франчайзер проводит общую централизованную поддержку всех своих партнеров. Чем больше у компании существующих партнеров, тем выше уровень поддержки она сможет оказать франчайзи. Например, у компании PiterSmoke в 2023 году – уже открыто более 83 магазинов по всей России, и еще 31 магазин находится в стадии запуска.

С помощью аналитики всей сети владельцы франшизы могут рассчитать и выбрать значение размера роялти, основываясь на данных о своих расходах на поддержку франчайзинговой сети.
© Luke Southern

Что важно знать о роялти и учитывать при выборе франшизы

  1. Важно учитывать то, что размер оплаты за роялти и длительность каникул по роялти должны быть зафиксированы на этапе подписания договора франчайзинга или с помощью дополнительных соглашений к договору.
  2. Кроме обязательной выплаты роялти франчайзеру, в договорах также может быть установлен маркетинговый платеж – сумма, которую оплачивают все партнеры сети, и она идет в бюджет общей рекламной кампании бренда.
  3. Не забывайте о выплатах по роялти с самого начала действия договора. Обязательно обсудите с партнером размеры роялти до подписания, узнайте, какие выгоды приобретаете вы.
  4. Никогда не договаривайтесь о каникулах по роялти на словах. Если эти данные не зафиксированы в договоре франшизы – франчайзер имеет полное основание подать на вас в суд для взыскания суммы.

В предыдущей статье мы говорили с вами о том, куда вложить деньги для пассивного дохода. А в следующей статье расскажем как открыть табачный магазин, следите за обновлениями.
узнайте больше о франшизе Pitersmoke

На сайте франшизы мы подробно раскрыли всю информацию о сфере, рынке и нашем бизнесе

также в нашем блоге