Что такое франшиза?

Франшиза – это доступный метод создания бизнеса под брендом существующей компании на рынке и возможность использовать в своей работе все инструменты ее бизнес-модели. Простыми словами – это отличный способ запуска бизнеса «с нуля», под брендом узнаваемой на рынке торговой марки с эффективным пакетом инструментов и стандартами работы, запатентованными технологиями и отлаженной системой ведения бизнеса.

В чем заключается принцип работы по франшизе?

В бизнес-процессе работы по франшизе задействованы две стороны: франчайзер (собственник бизнеса) и покупатель франшизы (франчайзи).

Когда вы приобретаете франшизу, собственник компании продает вам:
  • основные принципы и методы продаж,
  • технологии,
  • подробный бизнес-план всех процессов внутри компании,
  • инструкции по найму и обучению команды,
  • стандарты и требования, при выборе коммерческого помещения,
  • базу торговых представителей для закупки товаров и др.

Добросовестный продавец франшизы сопровождает вас на каждом этапе открытия бизнеса, а не только передает права на его ведение.
© Headway

Какие преимущества дает покупка франшизы?

Вы можете начать бизнес «с нуля», при это вас не будет необходимости генерировать самостоятельно идеи для открытия компании: франчайзи приобретает полноценную систему ведения бизнеса с раскрученным именем, которая уже оттестирована на рынке и способна принести доход. Это отличная возможность для тех, кто давно хотел открыть свой бизнес, но не знал с чего начать. Франчайзер всегда остается с вами на связи, и если у вас возникают трудности в ведении бизнеса, а компания никак не может выйти в прибыль и работает в минус – вы всегда можете обратиться к управляющей компании за помощью. Франчайзер проанализирует сложившуюся ситуацию и предложит варианты устранения причин.

Что входит в состав франшизы?

Главными составляющими любой франшизы являются: бренд, бизнес-модель, контроль.

Бренд

В мире франшиз мы рассматриваем бренд как совокупность ассоциаций и представлений, которые возникают в сознании потребителя при упоминании определенной марки и отличает одну компанию от другой. Компании, у которых можно купить франшизу, могут быть как с высокой репутацией и известностью, так и неизвестными потребителям.

Чаще всего начинающие франчайзи при выборе франшизы ориентируются на известность и хорошую репутацию бренда. Это гарантирует компании лояльную аудиторию и постоянный поток клиентов. Если вы открываете компанию под известной торговой маркой, например, PiterSmoke, которая имеет свою собственную витрину интернет-магазина в топе поиска во всех городах России, то и клиентов вы получаете гораздо больше.

Как правило, франчайзи не принадлежит право на бренд, а для открытия под вывеской компании требуется разрешение на использование товарного знака бренда. Это право и есть основа франшизы.

С утвержденными партнерами компания должна заключить договор коммерческой концессии, который регистрируется в Роспатенте и дает право на использования права товарного знака и объектов исключительных прав. Если данную процедуру пропустить – вы не сможете использовать товарный знак с точки зрения закона.

Для многих компаний, у которых вы можете купить франшизу, все взаимодействие с вами как с партнером заканчивается на данном этапе. Передали право на работу под вывеской компании и на этом ограничили отношения между собой. На самом деле бизнес-модель и контроль – являются также значимыми составляющими отношений между франчайзи и управляющей компанией.
© jeshoots

Бизнес модель

В структуру бизнес-модели входит: полноценная система ведения бизнеса внутри компании, пошаговое описание внутренних процессов и регламенты работы. Если говорить простым языком – как все устроено изнутри компании? Например, при покупке франшизы компании PiterSmoke вы получаете:

  • Развернутый бизнес-план, комплексную поддержку IT-отдела, включая настройку и запуск IP-телефонии;
  • Подбор локаций и дизайн проект;
  • Готовые эффективные инструменты для привлечения новой аудитории и работы с уже существующими клиентами, благодаря слаженной работе отдела маркетинга и многофункциональной программы лояльности.
Перед открытием собственной компании вы обучаетесь всем этим стандартам. В процессе работы предприятия вы соблюдаете все регламенты работы под присмотром франчайзера.

Контроль

Покупка франшизы дает вам не только право на использование товарного знака компании и обучение стандартам ведения деятельности. Добросовестный франчайзер взаимодействует с франчайзи в течении всего времени действия договора. Сотрудничество включает в себя не только консультации, вебинары, улучшение стандартов, но и контроль.

Иногда предпринимателям может казаться, что регламенты работы, принятые в компании, противоречат здравому смыслу и не оказывают никакого влияния на продажи внутри компании. По этой причине многие начинающие франчайзи пытаются нарушать стандарты для извлечения более высокой прибыли. Или проявляют безответственное отношение к их исполнению. В итоге снижается качество обслуживания клиентов, и в компании появляется некачественный товар. Из-за таких действий страдает не только компания-нарушитель, но и репутация всей сети. Это означает, что контроль выполнения стандартов является важной составляющей франшизы.
photo by John Schnobrich

Из чего формируется стоимость франшизы?

Окончательная цена покупки франшизы состоит из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Давайте разберем, что это такое.

Паушальный взнос

Первоначальный взнос, который франчайзи оплачивает на этапе заключения договора. Платеж будет зависеть от известности торговой марки и состава услуг, которые входят в сопровождение франчайзи. В состав может входить: обучение и подбор персонала, программа лояльности, поддержка от команды маркетинга, оборудование, дизайнерские креативы для рекламных кампаний и информационная поддержка. Чем больше бонусов в сопровождении содержит франшиза, тем дороже она стоит.


На рынке встречаются и такие компании, в которых отсутствует паушальный взнос. Будьте предельно осторожны при выборе таких компаний и внимательно ознакомьтесь с условиями покупки франшизы, чтобы избежать рисков. Важно учитывать общие затраты в долгосрочном периоде. Отсутствие паушального взноса может скрывать под собой повышенные регулярные платежи.

Роялти

Фиксированные платежи, которые покупатель франшизы оплачивает компании весь срок действия договора. В стоимость роялти входит оплата сопровождения компании: использования товарного знака, комплексная поддержка CRM-системы, рекламные кампании, улучшении и обновления стандартов.

Оплата роялти будет зависеть от типа франшизы и может быть – фиксированной, когда покупатель франшизы платит фиксированную сумму регулярно. Плавающей, когда предприниматель уплачивает проценты от продаж или прибыли.

Стартовые вложения

Для старта бизнеса предпринимателю нужны начальные инвестиции, которые пойдут на закупку товаров и расходников, заказ оборудования, оплату сотрудникам. Франчайзер в коммерческом предложении предварительно рассчитывает сумму, которая нужна для запуска.

Какие виды франшиз бывают?

Условно франшизы разделяются по виду сотрудничества с компанией и типу работы на территории.

По типу сотрудничества

  • Производственная – управляющая компания предоставляет покупателю франшизы право производства товара под брендом компании.
  • Товарная – включает в себя производство товара франчайзером, а франчайзи приобретает право на открытие магазина под торговой маркой товара и возможность продавать в нем продукцию бренда.
  • Сервисная – франчайзи при данном виде франшизы, как правило, оказывают услуги потребителям торговой марки. Такой тип франшизы не исключает из себя производство товара. Если рассматривать открытие компании фаст-фуда по франшизе, то она в себя включает цикл производства блюд в торговой точке.
photo by Tyler Franta

По типу работы на территории

  • Исключительная – при таком типе франшизы право на открытие компании на определенной территории получает только один франчайзи. Условия обязательно фиксируются в договоре, а значит франчайзер больше не может продавать право на открытие торговых точек другим покупателям франшизы на этой территории.
  • Неисключительная – открыть свой бизнес и получить право развиваться на одной территории могут неограниченное количество франчайзи. Очень часто встречается в компаниях с невысокой стоимостью франшизы, где бренды поддерживают конкуренцию между партнерами, или расположение на одной территории существенно не может повлиять на успех франчайзингового предприятия.
  • Мастер-франшиза – покупатель приобретает не только права на открытие компании, но и возможность продавать права на открытие точек другим франчайзи на согласованной местности, получать от них роялти, контролировать и т.д. Предпринимателей таких франшиз называют субфранчайзоры или мастер-франчайзи.

Как выбрать и купить франшизу?

Выбор франшизы начинать стоит с оценки следующих критериев, чтобы снизить все риски и подобрать надежного партнера.

  1. Изучите историю компании. Сколько лет компания существует на рынке, какие отзывы о ней оставляют действующие франчайзи, как давно бренд открыл продажу франшиз. Если продажа франшиз стартовала не так давно, то, возможно, новичок в сфере франчайзинга будет испытывать трудности.
  2. Юридическая чистота. У честной компании вы не обнаружите долгов, товарный знак будет зарегистрирован должным образом, а договор с франчайзи продуман до мелочей. Вы смело можете запрашивать информацию у компании, и если она добросовестно ведет свою деятельность, то открыто предоставит любую информацию будущим партнерам.
  3. Уровень поддержки. Хорошая франшиза должна включать в себя необходимые условия для старта бизнеса и его успешного ведения. Например, в состав франшизы PiterSmoke входит: обучение франчайзи, сопровождение на каждом этапе открытия, собственная CRM-система и IT решения для удаленного управления, помощь в логистике и закупках, подбор и обучение персонала.

Если в каком-то из пунктов проверки у вас возникли сомнения в компании – это повышает риски потерять деньги. Выбирайте проверенные компании на рынке и те ниши, которые пользуются спросом и показывают регулярный рост.
После того, как вы определитесь с выбором франшизы — наступает этап ее покупки. Условия, на которых происходит продажа франшизы, брендами устанавливаются самостоятельно. Но есть определенная схема входа, которой придерживается большинство франчайзеров.

  1. Вы оставляете заявку на сайте продавца или ресурсе с каталогом франшиз.
  2. Связываетесь с отделом франчайзинга компании для получения консультации и уточнения всех аспектов сотрудничества.
  3. Изучаете договор сотрудничества. Если на данном этапе у вас возникают вопросы или сомнения, то лучше проконсультироваться с юристом.
  4. Договариваетесь о встрече с сотрудником компании для обсуждения деталей сотрудничества.
  5. Оформление и подписание договора, а также подготовка необходимого для дальнейшей работы пакета документов.
  6. Производите оплату паушального взноса.


Некоторые компании могут устраивать для будущих партнеров этапы отбора – интервьюирование и обучение в компании. Если вы сталкиваетесь с такими нюансами, не пугайтесь – это хороший признак добросовестности компании, ведь она ответственно относится к выбору будущих франчайзи и заключает договора только с ответственными и компетентными партнерами, которые не смогут испортить репутацию бренда.

Договор франшизы

В российском законодательстве отсутствует определение и такой формат договора, как договор франшизы. Вместо него соглашение между сторонами может быть зарегистрировано в форме:


  1. Договоров коммерческой концессии
  2. Лицензионного договора
  3. Договора поставки
  4. Агентского договора
  5. Договора оказания услуг

Все взаимоотношения между компанией и покупателем франшизы регулируются на основании гражданского кодекса РФ.
Прямым аналогом договора франшизы является только договор концессии, который регистрируется в Роспатенте и даёт право использования права товарного знака и объектов исключительных прав. Является самым безопасным видом договора франшизы, потому что наделяет покупателя большим спектром прав. Сторонами могут выступать юридические лица или ИП.

Лицензионные договора, как правило, используются при передаче права на использование приложений, сайтов. Существенный минус – в таком договоре невозможно прописать все условия сотрудничества, поэтому партнеры вынуждены заключать договора на каждую из предоставляемых услуг отдельно. Например, при работе по товарной франшизе подписывают договора поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.

Агентский договор чаще всего применяется в тех случаях, когда предприниматель осуществляет продажи, а сами товары и оборудование принадлежат франчайзеру.

В следующей статье мы расскажем о том, куда вложить деньги для пассивного дохода. Следите за обновлениями.
Хотите узнать больше о франшизе Pitersmoke?
Оставьте свои контакты и мы расскажем подробно о том, как мы ведем бизнес
также в нашем блоге